3 главные техники в живописи

Масляные краски – излюбленный материал художников со всего мира. И это не спроста, ведь благодаря возможностям масляной живописи творец может в полной мере раскрыть свой талант. Одни картины, написанные маслом могут обладать тонкими, почти неуловимыми оттенками и едва заметными мазками, но в это же время другие картины могут быть яркими, экспрессивными, пастозными, рельефными. Весь этот спектр чувств и эмоций на холстах возможен благодаря разнообразным техникам масляной живописи. Обсудим три самые главные живописные техники, которые чаще всего используются художниками.
Техника "а-ла прима"
Наиболее популярная живописная техника, так как больше других отвечает задачам изображения «здесь и сейчас». Ей присуща воздушность исполнения, мягкость и свежесть колорита, а также непосредственность манеры исполнения – то, что нужно для пленэрных этюдов или выражения сиюминутных ощущений художника. Как правило работа ведется "по сырому" и в один сеанс. Однако, если работа затянулась, даже после первого сеанса живописец пишет по невысохшему слою или определенным образом освежает появившуюся на нем подсыхающую пленку. Живопись в технике а-ля прима, как правило, ведется тюбиковыми красками, без их разбавления. Но не стоит писать слишком пастозно на первом сеансе – в таком случае избыток краски следует снять мастихином. Фактурному же письму отводятся последующие сеансы, на которых наносятся наиболее сочные мазки и цвета предельной силы там, где живописец определил самые яркие цветовые акценты.
Многослойная живопись
Многослойной живописью мастера пользуются при работе над большими полотнами с множеством деталей. Эта техника отличается от а-ля прима тем, что накладываются поочередно несколько слоёв краски, перед этим поочередно их просушивая. При этой технике зачастую стоит вопрос связывания двух слоёв краски – решается он тем, что художник предварительно проходит тряпочкой, смоченной в скипидарном лаке, этим самым растворяя масляную плёнку предыдущего слоя. Процесс работы в многослойной технике состоит из этапов подмалёвка, пастозных прописок и лессировок. Очень часто художники чередуют пастозные и лессировочные слои по нескольку раз.
Техника Лессировок
Эта техника представляет из себя тонкие, прозрачные слои красок, которые наносятся на другие, уже основательно засохшие. Таким образом цвет, проглядывающий через слой другого цвета, придаёт картине особую глубину и богатства колорита. Лессировки используются для того, чтобы приглушить слишком кричащие тона, обобщить фон. В старину на лессировках в чередовании с пастозными прописками строился почти весь процесс живописи, поэтому масляную живопись называли живописью цветными масляными лаками. Стоить отметить, что по качеству лессировки масляные краски могут быть прозрачными, полупрозрачными, а некоторые сложно использовать в лессировках (например кадмий, английская красная или белила). Для лессировок масляные краски разводят льняным маслом или живописными лаками, излишки при этом легко можно убрать тряпочкой.